|
«Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Инвалиды – это те же люди, только самые, самые…
Отдыхая этим летом со своей семьёй в Лазаревском, я была удивлена тем, как много там глухонемых молодых людей. А на набережной и в парке Культуры и отдыха мы часто встречали молодого парня в инвалидной коляске, который любовался морем или смотрел на весёлых развлекающихся туристов. Сердце моё сжималось от жалости к нему, ведь как ему, наверное, хотелось так же купаться в тёплом море или кататься на Колесе обозрения. Но ему это недоступно, как и другим людям с врождёнными, наследственными или приобретёнными заболеваниями, имеющими статус «инвалид».
К нам в дошкольное учреждение всё чаще стали приводить детей с ограниченными возможностями здоровья (далее, дети с ОВЗ). Мы – педагоги, сразу не можем понять, как же мы будем существовать с ними, как общаться, развивать, обучать их. Нам не хватает профессиональных знаний, конкретных методик, методических пособий, необходимой материально – технической базы для работы с такими детьми. А ведь по данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в России рождается около 30 000 детей с врождёнными и наследственными заболеваниями, получающими в дальнейшем статус «ребёнок-инвалид». Это дети с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития. Разве они виноваты в том, что родились такими особенными? И почему они не должны получать всё то же самое, что получают их нормально развивающиеся сверстники? Правильно ли то, что такие дети оказываются почти в полной изоляции, что в нашей жизни им нет места, что они достойны только наших жалостливых, боязливых взглядов?
Я считаю, что инклюзивное образование должно активно внедряться в наши образовательные учреждения, а работа с детьми с ОВЗ должна строиться на следующих принципах:
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса заключается в том, что они могут делать;
8. Разнообразие обогащает все стороны жизни человека.
Родители детей с ОВЗ признают, что совместное обучение приносит пользу их детям, но затрудняются в оценке его значимости для здоровых детей.
По моему мнению, инклюзивное образование воспитывает у здоровых детей деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого человека, воспитывают в них толерантность.
Я надеюсь, что наше государство сделает всё необходимое для того, чтобы инклюзивное образование стало нормой нашей жизни. А для нас - педагогов, необходимо:
1. организовать специализированные обучающие курсы для работы с детьми с ОВЗ;
2. создать необходимую материально-техническую базу в образовательных учреждениях.
И тогда мы с гордостью сможем сказать: «Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно – это не приговор. Это вызов. Невозможно – это шанс проверить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!»
|
|