МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №28"
г. Новомосковск
Тульская область
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация для родителей.

"Формирование словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при работе со сказкой"

Подготовила : Кузнецова Оксана Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 28»

Сказка – отдельный вид из широкой полоски всей народной повествовательной литературы: такое произведение выполнено в виде прозы или используемое достаточно редко – в стихах. В таком произведении повествуется о вымышленных событиях, используются характерные фантастические приёмы.

Сказки различаются на народные сказки и литературные сказки отдельных авторов.

Народные сказки - самая древняя из распространенных форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях – бытовых сказках.

По своему внутреннему содержанию сказки весьма разнообразны: народные богатырские, бытовые, былинные, волшебные, сказки о животных .

Также сказки различают как фантастические, юмористические и сатирические. Любая сказка преследует определенные цели, они могут быть поучительные, либо сказочное повествование служит для развлечения слушателей – детей и взрослых, иными словами такая сказка служит развлекательными целями.

Сказки литературные – сказки рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями.

Сказки позволяют дошкольнику впервые испытать храбрость и стойкость, и увидеть добро и  зло. Удивительный сказочник Дж. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ совершенно справедливо утверждают следующее:

- существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты;

-сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, а в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

- сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, словесного творчества и активного воспитания добрых чувств.

- с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше, телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, была разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать.

Она выглядит следующим образом:

Название сказки.

1.Нравственный урок.

2.Воспитание добрых чувств.

3.Речевая зарядка.

4.Развитие мышления и воображения.

5.Сказка и математика.

6.Сказка и экология.

7.Сказка развивает руки.

Данная схема предлагает подойти к сказке нетрадиционно – научить детей оригинально, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику, предложенную Л.Б. Фесюковой.

Нравственный урок помогает детям старшего дошкольного возраста понять главный смысл сказки, какие моральные установки она закладывает в душе и сознании.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, а зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Здоровая в своей основе, конструктивная идея: всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребёнка.

При работе со сказкой важно не опоздать с главным – научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции. Понять противоречия нравственного урока на доступном старшему дошкольнику уровне и творчески решить их – один из важнейших вопросов в общей системе работы по формированию словесного творчества детей этого периода.

Нет необходимости убеждения в важности воспитания добрых чувств – нам всем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Сказки здесь играют не последнюю роль, по многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания.

Ш.А.Анонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несёт в себе и национальное, и личное качество и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим. Личность целостна, чувство доброты, по-моему, убежденно, составляет основу нравственной целостности личности. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.

Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной логичной речи. Но помимо всех этих пусть и условных, задач не менее важно сделать нашу речь эмоциональной, образной, красивой. «Сказка сказкой, - говорил А.С.Пушкин, - а язык наш сам по себе, и ему – то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать? ... Надо бы сделать, чтоб выучиться говорить по-русски и не в сказке…»

На решение этих проблем направлен третий раздел – «Речевая зарядка».

Следующие методы и приёмы способствуют воспитанию красивой речи: умение задавать вопросы, специальное обучение конструированию слов, словосочетаний и предложений, работе с фразеологизмами и пословицами, придумыванию иных названий известных сказок.

Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказкой: нахождение ласковых, красивых, сказочных слов; сочинение длинного и смешного слова; разбор слов с одинаковым описанием, но в различных по смыслу значениях; объяснение этимологии слова; произнесение безгласных звуков какого-либо слова.

«Развитие мышления и воображения» помогает ребёнку различать реальную жизнь и фантазии.

Воображение делает жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Используются следующие приемы и методы: придумывание старых предметов в новых вариантах, превращение себя и членов своей семьи в одушевленные и неодушевленные предметы; составление фантастических сказок о себе, постановка проблемного вопроса.

Не случайно К.Д.Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики – это урок сельского хозяйства или домашней экономики. В работе со сказкой, есть место для необычных математических заданий, требующих от ребёнка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Моделирование постепенно уводит старших дошкольников от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть готовит детей к математической деятельности.

Значительное место отводится придумыванию задачки или считалки на основе сказки. С помощью игр в ходе сказки можно знакомить детей с природой во всем ее многообразии. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогают игры «А если бы», объяснения эволюции, динамики развития предмета или явления, взаимосвязей и взаимозависимостей.

«Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Используются следующие приемы: объемная аппликация пальцевая живопись, рисование по мокрой бумаге, волшебный рисунок, «живая» капля, коллаж.

Для более широкого и разнопланового использования полюбившихся детям текстов рекомендуется использовать творческие методы работы со сказками.

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах – развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребенка, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства (фантастические, невероятные, близкие к жизни людей).

2. Коллаж из сказок – если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Детям предлагается придумать новый сюжет.

Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множеств, важно только не забыть о главных, первоначальных героях

3. Сказка от смешного стишка – они помогают сочинять детям невероятные сказки. Во-первых, помогают развить чувство юмора, а во-вторых, тексты стишка служит отправной точкой для сочинительства.

4. Сказка от считалки – считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же –  разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

5. Сказка от загадки – загадка интересна дошкольникам – в нем в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет или явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты – это значит быть чутким к родному языку.

6. Спасительные ситуации в сказках. Взрослые, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно, то, что это служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. А также ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.

7. Сказки о бытовых предметах. Дошкольники недостаточно знают о бытовой технике. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов о технике и автоматах со сказочным продолжением.

8. Сказки по смешанным образам. Смешанный образ – это один предмет, образ объединяется с другим, и в результате получается несуразица, парадокс. Такие явления советуют преподносить детям в игровой ситуации.

9. Сказка продолжается. Дж. Родари считает, что полезно придумывать и измышлять, и предлагает метод «А что потом?» (Начало после конца). Этот метод помогает, изменяя конец сказки, направить внимание ребёнка в нужное педагогическое русло; развивать воображение ребёнка, ломая установившиеся стереотипы.

10. Изменение ситуации в знакомых сказках. Предварительно договариваемся с детьми, что в сказке что-то изменим. Ребёнку необходимо путём рассуждений, проб и ошибок досказать финал сказки.

11. Перевирание сказки. Это воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредотачиваться, исправлять

запрограммированные ошибки взрослых. Нужно только разумно перевирать сказку, меняя существенное в героях, действиях.

12. Сказки, но по-новому. За основу берется сказка знакомая детям, но главные герои должны обладать противоположными качествами.

13. Сказки по аналогии с известными. Научить детей сочинять аналогии -  это тоже несомненный шаг в творческом развитии старших дошкольников. Можно взять за основу любую сказку с насыщенной положительной нравственной позицией.

14. Моделирование сказок. Вначале необходимо обучить детей составлению сказки по предметно-схематической модели. Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Добавить присущее сказке волшебство. Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагают только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Поэтому ведется предварительная работа – что это? на что похоже? Далее дается подсказка сюжета. Продолжая моделирование сказок, обучаем старших дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические формы.

15. Сказки с новым концом. Имеются в виду сказки, которые даются, возможно, без концовки. Необходимо помогать героям до рассказать эту сказку. Очень полезно придумывать свои варианты окончаний к знакомым, логически завершенным сказкам.

16. Сказка с середины. Для развития словесного творчества, воображения и логического мышления советуют научить детей додумывать середину сказки (где, в основном и развивается сюжет). А в качестве помощи предлагается затейливое начало и видимый, с результатом, конец.

17. Частица «не» и новая сказка. Частица «не» является просто волшебницей, так как она помогает создавать новые варианты сказок, будит детское воображение. По правилам этого метода частица «не» употребляется перед существительными, глаголами, именами героев сказки. В результате частого употребления этой частицы получаем сказку – задачку со всевозможными отгадками – вариациями.

18. От точек – к сказкам. Не случайно французский математик Пони отмечал, что мы слишком много в дошкольном периоде работаем с конкретным материалом, считаем мячики, зайчиков, составляем рассказы по конкретным, реалистическим картинкам. Тем самым, считает он, мы задерживаем, развитие абстрактного мышления и творческого воображения. Пони настоятельно советовал работать просто с точками. В связи со сказками это может выглядеть следующим образом: предлагается детям множество точек. Вместе с детьми соединить точки так, чтобы получились рисунки забавных животных, рассказ о которых можно соединить в одной сказке.

Точка – это тоже шифр, знак. Составление и использование шифров – отправной момент составления сказок

19. Сказки от пословицы. Краткая по объёму, меткая и емкая по содержанию, пословица может служить прекрасным вспомогательным материалом для сочинения.

20. Имя и сказка. Часто детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, выносят диагноз: «Дети не доиграли в детстве»: Есть даже такое выражение – «игровая дистрофия «. И вот в системе игротерапии предлагается соединить имя ребенка и сказку.  А чтобы легче было ребенку создать сказку, вводиться следующее правило: «Назови свое имя и на эту букву, с которой начинается имя, быстро вспомни и громко назови животных, а затем сочини сказку из этих 2-х слов».

21. Сказки про самого себя. Этот метод полезен с различных сторон. Во-первых, потому что дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними или их близкими. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того, чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам.

Нет предела направлениям и методам при сочинении сказок. Важно вовремя обратить на это внимание и не опоздать.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz