Консультация для воспитателей на тему
«Лексико-грамматические игры. Для чего они нужны?»
Подготовила учитель-логопед: Гуляева Марина Ивановна
Игра для ребенка — это мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества.
В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходство и различие, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.
Речевые игры способствуют выполнению важных методических задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.
Использование речевых игр на занятиях позволяет достичь формирования определенных навыков; развития речевых умений; умения учиться; развития необходимых способностей и психических функций; познания (в сфере становления собственного языка); запоминания речевого материала.
Вот несколько игр, которые можно использовать на занятиях и в свободной деятельности с детьми:
Игра «Один - много»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже.
Мяч - мячи - много мячей
Кукла —
Кубик —
Пирамидка —
Машинка —
Стол - столы - много столов
Стул —
Кровать —
Диван —
Шкаф —
Кресло —
Тумбочка —
Столик - столики - много столиков
Стульчик —
Кроватка —
Диванчик —
Шкафчик —
Полочка —
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Яблоко — яблочко
Груша —
Слива—
Лимон —
Ананас —
Апельсин —
Добрый слон — добренький слоник
Зубастый крокодил –
Ленивый бегемот —
Быстрая обезьяна —
Страшный лев —
Высокий жираф —
Игра «Вершки и корешки»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки).
Вершки Корешки
Капуста
Морковь
Баклажан
Свекла
Картофель
Кабачок
Помидор
Репа
Огурец
Редис
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Съедобный Несъедобный
Боровик
Поганка
Лисичка
Мухомор
Масленок
Рыжик
Сыроежка
Опенок
Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?»
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Гнездо грача — грачиное гнездо Гнездо скворца — __________
Гнездо журавля — __________ Гнездо ласточки — _________
Перо у гуся — гусиное Перо у утки — ____________
Перо у курицы — __________ Перо у индюка — __________
Игра «Кто с чем?»
Цель: учить правильному употреблению имен существительных единственного числа в творительном падеже и согласованию их с глаголами настоящего времени.
На картинках изображены родственники. Они живут очень дружно, и все друг другу помогают. Внимательно рассмотри рисунки и ответь, кто с кем на них изображен и какие действия выполняет. (На картинке мама купает дочку).
Игра «Что из чего сделано?»
Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.
Шуба из меха — меховая шуба
Платье из ситца — ______
Носки из шерсти —____
Перчатки из кожи — ____
Халат из шелка —
Игра «Посчитай: 1-2-5»
Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.
Автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов
Самолет —________
Поезд —_____________
Лодка — _________________
Электричка —_________
Машина —___________
Трамвай —___________
Игра «Кто, где живет?»
Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
Нора (чья?) — лисья нора
Берлога (чья?)— _________________________________
Логово (чье?) —__________________________________
Дупло (чье?) —___________________________________
Игра «Кто внимательный?»
Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог. Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным.
Дети учатся ___школе.
Дети гуляют___школой.
Дети вышли___школы.
Дети идут___школе.
Дети зашли___ школу.
|