Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
"Детский сад комбинированного 
вида № 28" 
Тульская область, г. Новомосковск
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Консультация для воспитателей 

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Подготовила воспитатель: Жабина И.И.

Детство - особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача, как педагогов — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию у детей не только психических функций но, и, формируют художественные способности, творческий потенциал, межличностное взаимодействие, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помочь ребёнку увидеть прекрасное в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.

Знакомство детей с разными видами театра в младшей группе, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.

Цель:   развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Задачи:                                              

вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;

целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;

формировать:

- потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;

- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;

- поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);

- побуждать детей к разнообразным действиям с куклами театров разных видов, с целью ознакомления с ними;

- формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.

Принципы:

• от простого к сложному

• возрастная  доступность

• наглядность

• поощрение

В группе должны быть созданы условия для организации театрализованной деятельности:

• Пополняться и обновляться атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.

• Ежедневно вводиться в непосредственно-образовательную и самостоятельную деятельность, игры - инсценировки с сюжетными игрушками, использоваться при этом фольклорный материал.

• Ежемесячно планироваться демонстрация сказки с использованием разных видов театра.

 В рамках зонирования должны быть выделены центры: ряженья, театра, книжный уголок, музыкальный уголок.

Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра.

Виды театра

Игры – театрализации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.

Театр на фланелеграфе (картинок). Картинки выставляются на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги.

Театр би – ба – бо. Атрибуты надеваются на руку,  лучше использовать настольную ширму. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления следует дать возможность детям пообщаться с куклами. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.

Пальчиковый театр. Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате.

Самый любимый театр для детей  - настольный (на прищепках, стаканчиках и т.д.). Он прост и доступен, не требует определённых умений.  Дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей, пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию), повторяют запомнившиеся фразы.

Можно использовать самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности).  

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.

 Перчаточные и другие театральные куклы используются в НОД и в повседневном общении.

В начале учебного года театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой),  знакомство с несложными сюжетами сказок, с пассивного участия в импровизациях: разыгрывания народных песенок, потешек, небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра, знакомство с простейшими режиссерскими играми на материале сказок.    

 Малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому, создавая в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряя желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Следует привлекать детей к участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при разыгрывании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и т.д.

 Важно, чтобы соблюдался принцип «от простого к сложному», многократно повторялся один и тот же содержательный материал на разных занятиях. Можно использовать игры-разминки: «Кто кричит? », «Птички в саду»; упражнения: «Как воет ветер?», этюды: «Зайцы», «Котята»; игры-импровизации: «Дружок», «Снежинки»; пальчиковую гимнастику: «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют»; инсценировки: «3а рулем», «Куклы собираются на прогулку».

Для того чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности следует учитывать возрастные и психофизические особенности детей.

Можно выделить 3 этапа:

1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками.  Воспитатель показывает и называет разные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.). Одни и те же слова при последующих повторениях произносятся с разной интонацией, силой голоса и темпом произношения.

На этом этапе очень важно предоставить детям условия для самостоятельной деятельности с игрушками, в процессе которой активизируется  речь, и закрепляются игровые действия.

2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… »

3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбор художественного произведения в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. Например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя». При необходимости текст можно адаптировать. Произведение должно быть хорошо знакомо детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках.   Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», проводятся дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает детям  младшего дошкольного возраста развивать речь, коммуникативные навыки, внимание, память, творческое воображение.  

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ресурсы


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz
«table class="goods_list">