Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
"Детский сад комбинированного 
вида № 28" 
Тульская область, г. Новомосковск
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  КОНСУЛЬТАЦИЯ  для родителей НА ТЕМУ

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения».                                                             

                              Подготовила: учитель-логопед Карцева Е.З.

        Под связной речью принято понимать такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.

    В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи.

       В диалогической (разговорной) речи ребёнок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развёрнутые ответы. У детей совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, он довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Ребёнок способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой ловил рыбу).   

    В этом возрасте ребёнок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.

    В старшем дошкольном возрасте интенсивно идёт  обогащение и расширение словаря: в речи ребёнка появляются обобщающие существительные (животные, посуда, обувь), прилагательные, обозначающие материал (стеклянный, пластмассовый, меховой), состояние предметов (бегущий, отдыхающий, весёлый, плачущий и т.п.), свойства предметов (жидкий, мягкий, пушистый и т.п.), а также глаголы.

    Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок ещё не может свободно пользоваться словами.

     Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы – существительные (вход – выход, начало – конец), прилагательные (добрый – злой), наречия (быстро – медленно), глаголы  (говорит – молчит); подбирать близкие по смыслу слова (синонимы) – ходить  - идти, шагать, топать, вышагивать; подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? – холодный, сильный, грибной, мелкий, моросящий), наречия глаголом (Как может говорить мальчик? – быстро, хорошо, тихо, громко, радостно, весело и т.п.).

       В ходе выполнения детьми таких заданий нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё не достаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать не достаточном количестве и не всегда удачно.

       У детей с речевыми нарушениями особенно остро чувствуется недостаток развития  словаря. Они с большим трудом справляются с такими заданиями: совсем не могут или не совсем правильно подбирают антонимы (к слову широкий – говорят маленький, низкий – большой и т.п.), очень мало подбирают прилагательных к существительным (например, платье какое? – красное, белое; торт какой? – белый с розочками).

     В овладении связной речью логопедические дети испытывают немалые трудности – от полного её отсутствия до развёрнутого смыслового высказывания  с рядом недочётов, ошибок, неточностей. Задача логопеда, воспитателей и родителей, как основных помощников – научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать  о событиях из окружающей жизни.

       В детском саду  для развития связной речи воспитатель и логопед на занятиях и вне занятий используют такие виды работы: составление простых предложений (из 3 – 6 слов) по вопросам, по демонстрации действий (когда кто-то выполняет какое-либо действие, а другой рассказывает, что он делает); при обучении пересказу короткого рассказа или сказки мы используем наглядный материал  - серии сюжетных картинок и предметные картинки, обозначающие основные события в рассказе. По мере расширения речевых возможностей детей мы усложняем задания, предлагая дополнить рассказ, изменить начало или конец рассказа.

     Также мы  учим детей составлять рассказы-описания, загадки – описания, сравнительные рассказы о предметах. Этому предшествует большая работа по сравнению предметов: сначала дети выделяют основные признаки предмета (цвет, размер, материал, форму, составные части, назначения предмета).

       Самым сложным видом работы для детей является составление рассказа по одной сюжетной картинке.

     Вся работа по обогащению словаря и развитию связной речи нами проводится в игровой форме, т.к. игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

    Родителям рекомендуется поиграть с детьми в следующие игры, способствующие развитию связной речи и обогащению словаря:

Для развития связной речи:

- составить описательный рассказ о каком-либо предмете по плану:

  • Цвет
  • Материал
  • Форма
  • Размер
  • Части предмета
  • Для чего нужен

- ответить на вопросы по прочитанной взрослым сказке или рассказу;

- пересказать сказку;

- взрослый читает начало сказки или какой-нибудь истории и предлагает ребёнку продолжить её;

- по картинке придумать сказку или рассказ;

- придумать небылицу.

Можно использовать готовые игры  для развития речи и мышления:  «Что сначала, что потом», «Истории в картинках», «Мои любимые сказки».

Для обогащения словарного запаса:

- «Какой? Какая? Какие?» (листья какие? – кленовые, жёлтые, разноцветные, резные, лёгкие, мокрые или сухие, летящие, шуршащие и т.д.)

- «Скажи, что делает?» (машина что делает? – едет, выезжает, объезжает, мчится, гудит, заводится, сигналит, останавливается, стоит и т.п.)

- «Кто как передвигается?» (бабочка -  летает, кузнечик – прыгает, гусеница – ползает, заяц – скачет и т.п.)

- «Кто какой голос подаёт?»  (кошка – мяукает, собака – лает и т.п.)

- «Скажи по-другому» (едет -  мчится, передвигается, несётся; идёт – шагает, топает, передвигается, вышагивает, ходит и т.п.)

- «Скажи похожие слова»  (однокоренные) – кошка – кошачий, кошечка, котёнок, котята,  котище и.т. п.

- «Подбери рифму» - лягушка – квакушка, подушка; мишка – топтышка, шалунишка, глупышка и т.п

- «Придумай чистоговорку» - ла-ла-ла – у нас метла; он-он-он- большой слон и т.п.

- «Скажи наоборот» : холодный – горячий, день – ночь, быстро – медленно, выходит -… , южный - …, хищный - … и т. д.

     Занимайтесь со своими детьми, и речь ваших детей будет красивой, связной, интересной!Желаем Вам успехов!

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Ресурсы


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz