|
Лучший способ сделать детей хорошими
- это сделать их счастливыми.
О. Уайльд.
Я работаю учителем – логопедом десять лет, а начиная свою педагогическую деятельность 28 лет назад воспитателем в детском саду, я и подумать не могла, что придётся работать с детьми с отклонениями в развитии - детьми-логопатами, детьми с недостатками слуха, а в этом году ещё и с ребёнком аутистом. Перед началом учебного года я думаю, с чего начать, что прочитать, как помочь этой девочке. Ведь родители смотрят на тебя с надеждой, что всё будет хорошо, что в детском саду педагоги помогут.
Сейчас очень много говорят об инклюзивном воспитании. В прошедшем учебном году я посетила семинар, посвященный данной проблеме. По дороге домой мы другими логопедами обсуждали, как можно внедрить инклюзивное образование в нашу реальность.
Я понимаю, что воспитание и образование одинаково нужно и больным, и здоровым детям, и их общение друг с другом имеет огромный жизнеутверждающий и нравственный потенциал.
Поэтому, говоря о перспективах создания равных условий для инвалидов, начинать формировать такую благотворную среду надо с раннего детства. И чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Важность этой задачи объясняется наблюдающейся тенденцией к увеличению числа детей с различными нарушениями физического и нервно-психического здоровья. В современном российском обществе сложилась стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья различного генеза. Хорошо, что нашим государством рассматриваются вопросы полноценного развития ребёнка как активного субъекта своей жизнедеятельности и оказания ему квалифицированной педагогической помощи в данном направлении. Педагогам детского сада необходимо пересматривать свои привычные методы работы с детьми, поскольку нельзя работать с «особенными» детьми по методикам, рассчитанным на детей с нормой психофизиологического развития. Существенное затруднение в работе заключается в том, что сотрудники детского сада вынуждены работать в условиях полной безграмотности в отношении этого вопроса, осваивая новые методы и приёмы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на собственном опыте методом проб и ошибок, как говорится «пальцем в небо». В нашем регионе организовываются, конечно, курсы, семинары-практикумы, консультации, обучающие работе с «особенными» детьми, но это бывает не с той частотой, которая необходима для полноценной работы.
Я считаю, что для того чтобы инклюзивное образование благоприятно внедрилось в нашу систему дошкольного образования, необходимо, чтобы все педагоги получили углубленные знания для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в виде, например, продолжительных курсов. Большую роль играет создание в дошкольном учреждении необходимой материально-технической базы.
Я считаю, что нахождение в саду не должно быть для ребенка тяжелым испытанием, неприятной обязанностью, «отбыванием срока» в ожидании прихода родителей. Задача детского сада – создать маленькому человеку все условия для радостного полноценного времяпрепровождения. Главную роль в этом играет атмосфера, которая создается в детском саду, – педагогами, обстановкой, теми занятиями, что проводятся с детьми.
Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
К сожалению, в последние годы становится всё больше детей, имеющих проблемы со здоровьем. Часто они оказываются один на один со своими проблемами. Но ведь каждый ребёнок, и больной, и здоровый, должен чувствовать любовь, заботу и поддержку не только своих родных, но и окружающих их людей, ведь эти дети, как и все остальные, имеют право на счастливую жизнь и на образование.
Начинается новый учебный год. Он будет беспокойный, тревожный, трудный, но такой благодатный! Потому что я могу, умею и хочу помочь детям с ограниченными возможностями здоровья. У нас с детьми все получится! Они уверенно пойдут дальше по жизни! |
|