Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
"Детский сад комбинированного 
вида № 28" 
Тульская область, г. Новомосковск
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 44

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация по теме:

 «Использование песочной терапии

 в развитии речи детей»

Подготовила: Карцева Е.З.

 

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К.Д. Ушинский

 Нетрадиционные методы воздействия в работе с дошкольниками являются довольно перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. Их использование служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

    Песочная терапия как коррекционно – развивающая методика отнюдь не новое средство. Истоки терапевтической игры с песком уходят в начало двадцатого века. Основателем данной методики принято считать швейцарского психолога и философа Карла Густава Юнга. А отечественные психологи Т. Грабенко и Т.Зинкевич – Евстигнеева предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно – развивающими. Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

          Логопедическая практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

 Естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего традиционная методика по развитию всех компонентов речи для детей с тяжёлыми нарушениями речи  стала более интересной, увлекательной, продуктивной.

  Целью пескотерапии является  создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми с речевыми проблемами  для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач.

Для занятий необходима песочница и разнообразный набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

 

https://www.b17.ru/foto/article/328608.jpg

Развитие тактильно - кинестетических ощущений.

В этих играх  развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Дети с большим удовольствием
скользят ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки), Создают отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке, любят «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем группируют пальцы, создавая «загадочные следы».

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=b6f9b121d35721230068b8cfb2aad89f_l-5354769-images-thumbs&n=13

Артикуляционная гимнастика

становится более увлекательной, если выполняется в песке сопряженно с движениями рук. Например, при выполнении упражнения «Лошадка»  дети щёлкают языком, одновременно пальцами «скачут по песку».
А «Качели»  сопровождаются движениями языка вверх-вниз и одновременно указательный пальчик в песке двигается в том же направлении.
Накажи непослушный язычок.  Дети губами шлёпают по языку «п-п-п», а ладонью легко похлопывают по песку.

Работа по автоматизации звуков

в песочнице превращает скучную монотонную работу в интересную увлекательную игру, повышает мотивацию в работе над звукопроизношением. Ведь так весело  произносить коррегируемый звук, одновременно насыпая горку или посыпая миниатюрную фигурку.
Увлекательно «прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося коррегируемый звук.
Так забавно  находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком), произнося «трудный» звук. Дети очень любят игру «Совпадение». В песок закапываются игрушки или картинки  с автоматизируемым звуком так, чтобы они на песке обозначались невысоким холмиком. Затем ребёнку предлагается вспомнить их. Он называет предмет и раскапывает песок. Если происходит совпадение игрушки с названной ребёнком, то он получает возможность поиграть с ней.


В играх с песком более интенсивно идёт развитие

                фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов).
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город.

Бусы. Ребёнок выкладывает на песке бусы из цветных камешков (синие, зелёные) в зависимости от того, какой звук он услышал в слове.

Клад. Ребёнок достаёт камешек из песка (красный, зелёный, синий) и в зависимости от цвета камешка называет картинку на данный звук.


 Работа по формированию

слоговой структуры слова

часто вызывает у детей негативные эмоции, так как слоговой анализ требует значительных умственных усилий, а песок способен это нивелировать.
  Ребёнок с увлечением оставляет следы на песке (ладонями, пальчиками) по количеству частей в слове или ссыпает из кулачка столько кучек «зерна», сколько слогов и считает их. Также вызывают большой интерес игры, в которых ребёнок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству подбирает слова или картинки или анализирует количество слогов в слове и убирает лишнюю  или добавляет недостающую полоску, исправляя действия педагога или родителя.

         В работе по развитию связной речи используются такие игры и упражнения, как:
Найди и опиши игрушку. Ребёнок увлечённо составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Две игрушки. Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках. 
Нарисуй и расскажи. Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом).
Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

 

Таким образом, использование песка дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к речевым занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие;

- дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;

- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие.

 

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=79cd5a06f866ed001427167275f44a39_l-10610468-images-thumbs&n=13

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Ресурсы


Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz
«table class="goods_list">