Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад 
комбинированного вида № 28"
г. Новомосковск
Тульская область
Меню сайта


Мини-чат


Консультация для воспитателей коррекционных групп на тему: 

«Формирование пространственных представлений у старших дошкольников

с общим недоразвитием речи»

Формирование грамматического строя речи имеет осо­бое значение в речевом развитии, так как обеспечива­ет использование других языковых средств — лекси­ческих и фонетических. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значитель­ное место по частоте использования в языке (одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8% всех слов). Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения су­щественных моментов связи между процессами усвое­ния ребенком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащения запаса представ­лений об окружающем мире. Результаты исследова­ний показывают, что недостаточное усвоение предлож­ного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.

При подготовке к обучению важно сформировать у детей представления о пространственных отноше­ниях между предметами окружающего мира. Разви­тие этих представлений тесно связано с формирова­нием понимания логико-грамматических конструк­ций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности к школь­ному обучению.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями, обознача­ющими пространственные отношения, должна осу­ществляться на  логопедических занятиях, но также закрепляться воспитателями.

 В системе лексико-грамматических занятий большое место занимает работа по фор­мированию практических на­выков владения предложно-падежными конструкциями. В коррекционной работе мы придерживаемся следующих направлений:

формирование четких лексических значений про­странственных  предлогов;
дифференциация пред­логов в устной речи детей;
формирование звуковых грамматических обобщений;
осознание детьми словес­ного состава предложения.

    Работа над предлогами про­водится поэтапно. Для усвое­ния значения предлогов с кон­кретным пространственным значением: в, на, над, под нуж­но учить детей выполнять дей­ствия с предметами. Напри­мер, «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал». «Я положил кни­гу в ящик».

Нужно объяснять детям, что  на — это на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т.д.);  в — внутри чего-то (в столе, в шкафу и т.д.);  под — внизу под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.),  активно используя схемы предлогов.

На первом году обучения  не надо знакомить детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», ко­торое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.

Для уточнения понимания пространственного расположе­ния предметов, выраженного предлогами на, в, под, дается «усеченное» задание: положи кружок ... стол, а грибок ... стул. С помощью вопросов («Понятно, как надо выпол­нить действие? Одинаковые или разные действия надо вы­полнить? ») учим детей диффе­ренцировать задания, вслуши­ваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти ее пос­ледовательность.

Постепенно задания услож­няются: в ряду «маленьких слов» надо выделить слова под или на.  Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребенок должен хлоп­нуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звуко­вого образа предлога. Затем детям предлагают задания на понимание обобщенного зна­чения предлогов на, под: кни­га лежит на столе. А где еще может лежать книга? На сту­ле, на окне, на полке и т.д. При этом голосом следует вы­делять предлог и изменяемое окончание: положи на стол, под стол, лежит под столом. Таким образом, большая роль в занятиях отводится слуша­нию грамматических форм, причем внимание детей на­правляется интонацией, паузированием, ударением.

После обучающего момента в занятия должны  включаться  упраж­нения на закрепление пра­вильного и сознательного упо­требления в речи предложных конструкций, составление пред­ложений по демонстрации или аналогии. Часто используются подстановочные упражнения. Например, нужно вставить пропущенный предлог (Дети сели ... самолет). Правильность усвоения навыка контролиру­ется заданиями на выбор пред­лога, соответствующего ситу­ации. Например: Яблоки ле­жат под столе. Кошка лежит на диваном. Дети должны де­монстрировать, как они усво­или материал. Такого типа за­дания лучше проводить в виде игр: «Верно — неверно?», «Скажи правильно», «Так или не так?». Для лучшего усвое­ния значений предлогов детям предлагают «оречевить» пары картинок, употребив при этом нужный предлог:

Дети идут в школу. Дети выйдут из шко­лы.
Пальто висит на вешалке. Пальто сняли с вешалки.

  Осознанное употребление предложных конструкций по­могает выработать языковое чутье, явление переноса, уточ­нить пространственные пред­ставления и выделять предло­ги как самостоятельные слова. Особенностью занятий по практическому использованию предлогов является вклю­чение и проведение упражне­ний на развитие простран­ственного восприятия. Коррекционная задача здесь сводится к коррекции пространствен­ных представлений.

При выполнении заданий и игровых упражнений по формированию произношения внима­ние детей подготовительной группы  сосредотачивается на предлогах и наречиях с пространственным значением (выделение их голосом и ин­тонацией). Например, уточня­ется артикуляция звука: язык бьет по альвеолам за верхни­ми зубами, спрятался глубо­ко во рту, опущен за нижние зубы, между зубами, к левому углу рта и т.д. При вы­полнении задания на выделение звука в слове, нахожде­нии места звука в слове опре­деляются начало, середина, конец слова, последователь­ность, место: после какого звука, перед каким звуком, между какими звуками. В за­дании на синтез звуков ис­пользуется игра «Спрячьте в левую ладошку звук [а], в пра­вую — звук [у], соедините их вместе (ау)». В игре «Будь внимательным» дети не толь­ко называют картинки в оп­ределенной последовательнос­ти, но и определяют, которая находится слева от других, спра­ва, между второй и четвертой и т.д. В игре «Запомни по поряд­ку» дети отвечают, что измени­лось: «Ерш был в середине, а стал последним, мошка была в начале, а стала в середине и т.д.». В дидактической игре «Камень — вата» стучат кулач­ком правой руки по столу, если в последнем слове стихотворной строки слышался твердый со­гласный звук, и гладят ладош­ку левой руки, если слышался мягкий звук, например:  

         На полу скребется мышка,

         Спит в берлоге бурый мишка.

 В игре «Скажи наоборот» нужно подбирать слова, про­тивоположные по смыслу, ис­пользуя словарный материал: налево — направо, вверху — внизу, глубоко — мелко, дале­ко — близко, под — над и т.д.

В качестве организационно­го момента на занятиях дети выполняют такие задания: сесть в определенной последо­вательности: сначала те, кто стоят перед, за, около, после, между. При проведении уп­ражнений «Поезд», «Лесен­ка» дети изображают, как тихо и протяжно гудит вдале­ке поезд, затем подъезжает близко и гудит громко; пока­зывают, как голос поднимает­ся  вверх и опускается вниз по лесенке и звучит с повыше­нием и понижением тона.

На этапе анализа буквы дети «прописывают» ее в воз­духе, имитируя движение ру­кой:

 

То вверх, то вниз бежит

перо,

Рисуя букву М, —

 Как бы спускаешься

в метро

    И вверх идешь затем.

Так в различных заданиях и дидактических играх орга­нично отражается коррекционная цель — развитие про­странственного восприятия.

Широко используется в про­цессе работы различная сим­волика: условные обозначения, схемы, таблицы, опорные сиг­налы, жестовые и зрительные символы, которые также спо­собствуют решению общей за­дачи.

В занятия по обучению гра­моте обязательно нужно вклю­чать зрительные и слуховые диктанты, которые способ­ствуют развитию навыков про­странственной ориентировки на листе бумаги. Проведение пись­ма под диктовку печатными буквами на тетрадных листах в крупную клетку помогает детям научиться  графически  переда­вать последовательность звуков в словах и предложениях.

Уточнение и понимание предложных конструкций проводятся на занятиях «Рабо­та над предложением», которая включает несколько задач.

При анализе и синтезе сло­весного состава предложения используются разнообразные приемы работы над предложе­нием: на начальном этапе — ответы на заданные вопросы с опорой на картинки, затем за­дания усложнялись: дети со­ставляли предложение по на­бору слов или опорным словам. На более высоком уровне раз­вития речи предлагаются за­дания на восстановление де­формированного текста пред­ложения — по набору слов, связанных ситуативной цепоч­кой. Например:  лиса, куст, заяц, нора, лежать, в, под, сидеть (Заяц сидел под кустом, а лиса лежала в норе).

Развивая навыки простран­ственного различения на физ­культминутках и в паузах меж­ду работой со звуком, дети уп­ражняются в повторении определенного ритмического рисунка той или иной рукой: «Правой рукой постучи // //. Левой рукой повтори // //». (Это задание нужно выполнять той рукой, которая указана в инструкции.) Помимо физ­культминуток в качестве отды­ха от артикуляционных упраж­нений используются задания на дорисовывание части геометри­ческого изображения. При этом сначала нужно дорисовывать простые рисунки в нижней и правой части, а затем в верх­ней и левой. Такого типа зада­ния развивают у детей умение ориентироваться в направлени­ях пространства, расположении элементов относительно друг друга.

       Учитывая, что в сетке за­нятий не выделяется специ­ального времени на развитие пространственных отношений, хорошо бы проводить эту ра­боту во всех видах деятельно­сти. Исходным в работе явля­ется осознание детьми схемы собственного тела. Боль­шинству из них требуется не­мало времени, чтобы научить­ся различать правое и левое.

Знакомство с этими понятия­ми надо начинать на простом, «близком» материале. Напри­мер, на правую руку завязать ленту, наклеить яркую точку, букву п. Для закрепления схемы тела проводятся игры: «Ухо — нос», «Продолжай», «Муха». Дети выполняют практические задания в рабо­чих тетрадях: обводят свои руки, затем рисуют на правой руке кольцо, метку, а на ле­вой — часы, сердечко.

Для определения направ­лений в пространстве детям предлагается вытянуть в сто­рону правую руку и перечис­лить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа, аналогично — слева. Для за­крепления используются за­нимательные физкультми­нутки и стихи для развития мелкой моторики пальцев рук.

Для уточнения простран­ственных взаимоотноше­ний выполняются упражне­ния: стоя в колонне, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в кругу, сидя на диване, на­звать того, кто слева, справа. Кроме того, используются дидактические игры на фланелеграфе, где дети по инст­рукции располагают картинки слева, справа, вверху, внизу. Особенно трудным для детей является знакомство со схемой тела, стоящего напротив (зеркальное отражение). Для ре­шения этой проблемы исполь­зуются такие упражнения: ребенок, сидя спиной к детям, поднимает правую руку, ос­тальные, сидя на своих мес­тах, также поднимают правую руку и убеждаются, что ребе­нок правильно выполнил ин­струкцию. Не опуская подня­той руки, ребенок поворачи­вается лицом к детям; они, сопоставив положение его под­нятой руки со своей, делали вывод о противоположном по­ложении правых и левых час­тей тела у лиц, стоящих друг против друга. Для уточнения пространственных взаимоот­ношений проводятся игры: «Карусель», «Мяч по кругу», «Где предмет?», «Что где?», «Впереди и сзади», «Разно­цветные кубики», «Определи карман на блузке, джинсах», «Определи след ноги».

Для определения линейной последовательности пред­метного ряда дети упражня­ются в нахождении одного предмета в ряду однородных. Например, в игре «Семья на прогулке» определяют, с ка­кой стороны относительно других находится каждый член семьи (справа, слева). На примере чисел первого десят­ка дети определяют последо­вательность цифрового ряда. На коррекционных занятиях проводятся игры: «Покажи со­седа» (слева, справа), «Верни число на место» и др.

Для закрепления конст­рукций с предлогами и на­речиями над, в, на, под, пе­ред, около используются рабочие листы с изображением дерева. Дети выкладывают различные картинки: на де­реве — гнездо, в гнезде — птица, под деревом — трава, цветы, затем рассказывают, где находится тот или иной предмет, правильно употреб­ляя предлоги.

Планирование работы осу­ществляется по тематическому принципу изучения материала. При изучении каждой лекси­ческой темы подбираются ди­дактические игры и упражне­ния, максимально насыщен­ные заданиями на развитие зрительно-пространственного восприятия и употребления предложных конструкций. Например, при изучении темы «Мебель» используются игро­вые упражнения, инструкции к которым даны в стихотвор­ном виде с целью повышения интереса детей к выполнению заданий. Некоторые из них ис­пользуются на логопедических занятиях в качестве оргмомента и минутки отдыха, осталь­ные на коррекционно-развивающих занятиях.

       Такой материал подбирает­ся по каждой изучаемой теме. Например, при изучении темы «Части тела, лицо» цель коррекционно-развивающего за­нятия — знакомство со схемой тела (на туловище вверху — голова, внизу — ноги, впере­ди — грудь, сзади — спина, по бокам — правая и левая руки). В свободное время де­тям предлагается нарисовать человека, в беседе повторить части его тела, спросить, как они расположены. Знание схе­мы тела закрепляется на за­нятиях по лепке и апплика­ции, а также при дидактичес­кой игре «Наши ручки, наши ножки», при проведении ко­торой дети сидят на стульчи­ках полукругом, вытягивают руки и машут ими, затем опускают на колени: «Руки дружные, одна называется правая. Где она? Поднимите ее. Что мы делаем правой ру­кой? Вторая рука — левая. Поднимите ее, опустите на колено. Левая рука на левой ноге. Потопайте левой ногой. Правой рукой возьмитесь за ушко — это правое ушко. Ле­вой рукой возьмитесь за ле­вое ушко. Правой рукой зак­ройте правый глаз, левой — левый».

Можно использовать методы нетрадиционной пе­дагогики — сочинение ска­зок, рассказов, историй. Дети легко запоминают все необыч­ное, фантастическое, забавное. Задания такого типа предла­гаются родителям выполнить с детьми дома. Они обращают внимание ребенка на важ­ность предлога («маленького» слова), учат правильно упот­реблять предлоги в речи, а также развивают простран­ственное представление, выра­жаемое в речи посредством предложно-падежных конст­рукций. Поняв основной прин­цип сочинения сказок и исто­рий, родители продолжают дальнейшие занятия с ребен­ком самостоятельно, становясь замечательными союзниками в нашей работе.

 


Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz